Гневный Калачакра и Ваджравега

Оригинал статьи: http://kalacakra.org/mandala/domchen.htm

Ваджравега в монастыре Бокар в Мирике, Индия

 

Ваджравега и шестьдесят защитников. Живописное изображение в монастыре Шанк, Монголия.

На первом изображении выше представлена гневная форма Калачакры, известная как Ваджравега[1]. В медитативной практике Калачакры это божество фигурирует в созерцании защитного круга и затем в основном процессе порождения Калачакры он излучается из существа обязательства, чтобы привлечь существо осознанности. На второй картине Ваджравега изображен в окружении шестидесяти защитников защитного круга.

Ваджравега во многих отношениях похож на Калачакру. По цвету он скорее черный, чем синий. У него четыре лика одного и того же цвета, но вместо разных выражений каждое лицо сердито и обнажает зубы. У него также красная правая нога и белая левая нога. Как и у Калачакры, у него двадцать четыре основных руки, которые держат те же атрибуты, что и Калачакра, но, когда это уместно, атрибуты эти имеют гневные формы. Вдобавок у него есть две дополнительные руки — они хорошо заметны на изображении над его основными белыми руками. Из них правая — черная, держит голову демона, левая — желтая, указывает, и держит капалу с кровью. Обе эти руки также держат слоновью шкуру на его спине. Он носит украшения из ваджр или костей, а также из змей, или нагов.

В «Тантре Калачакры» и комментарии «Вималапрабха» о Ваджравеге сказано в связи с одним из предварительных ритуалов перед основным посвящением Калачакры: для защиты места посвящения и окружающей территории устанавливается ваджрный защитный круг, содержащий Ваджравегу и шестьдесят защитников. ​​ То же самое выполняется и в основной садхане Калачакры.

 Ближе к концу четвертой главы «Вималапрабхи» есть описание божества, которое идентично Ваджравеге, за исключением того, что оно находится в союзе с супругой, Вишваматой. Это божество не имеет имени, а просто называется Держащий свежую слоновью шкуру. Обычно его зовут Махасамвара Калачакра[2]. Он во всех отношениях идентичен Ваджравеге. У его супруги одно лицо и две руки, в руках кривой нож и капала с кровью. Она желтого цвета, обнаженная, с распущенными волосами.

Несколькими страницами ниже в «Вималапрабхе» есть описание короткой медитативной практики Ваджравеги — на этот раз без супруги и в окружении восьми нагов. Текст, как видится, полагает этих двух божеств отдельными, хотя мужские божества идентичны. Некоторые авторы, например, Мипхам, считают Махасамвару и Ваджравегу одним и тем же, тогда как Таранатха и другие считают их разными божествами.

Возможно, лучший способ соотносить их — это считать Ваджравегу без супруги защитником, а Махасамвару — йидамом. Изображение Махасамвары ниже скопировано с интернет-сайта Музея Искусств Рубина. Зеленый цвет супруги предположительно является результатом изменения пигментации — она, конечно же, должна быть желтой.

Махасамвара как йидам, естественно, ассоциируется с мандалой, в которой божество воображается в медитативной практике. Эта мандала очень необычна, поскольку имеет круглую форму. Также в ней восемь дверных проемов. Эта практика поддерживается как в традиции Сакья, так и в традиции Джонанг, и относительные размеры мандалы в этих традициях несколько отличаются, хотя обе имеют форму круга с восемью дверными проемами[3].

 

 

Защитный круг Ваджравеги

Это сфера внутри огромного источника дхарм в форме перевернутой пирамиды. Об этом не сказано, но, поскольку эта пирамида зеленая, она определенно представляет элемент пространства, и Банда Гелек утверждает, что она находится в пустой сфере всего одушевленного и неодушевленного мира.

Другие четыре элемента — земля, вода, огонь и ветер — вместе образуют защитную сферу внутри источника дхарм. Основание, или земля, имеет полусферическую форму и, как говорят, покрывает и тем самым защищает место, где практикующий выполняет ритуал. Считается, что это пространство достаточно велико, чтобы вместить 100000 деревень, или имеет диаметр двадцать четыре йоджаны[4]. Говорят, что поверхность земли плоская, как зеркало. По краю земли пять высоких концентрических ваджрных стен. Их вершины слегка наклонены. Их цвета такие же, как у стен дворцов тела и речи главной мандалы Калачакры. Здесь они показаны в том же порядке, что и в мандале — изнутри наружу зеленый, черный, красный, белый и желтый. Это используется для мирных целей, например для защиты. Для гневных практик, таких как вбивание пурб, их порядок обратный. Сверху ваджрный купол, или тент. Он находится либо поверх, либо снаружи стен, и все вместе выглядит как цельная сфера. Они называются внешними стенами и куполом.

За ними внутренние стены и купол. В центре плоской поверхности находится круглое здание с восемью дверными проемами, которое напоминает дворец Махасамвары Калачакры[5]. По форме это похоже на основную площадку, но в два раза меньше. По периметру расположены три концентрические ваджрные стены, также слегка наклоненные. Их цвета такие же, как у трех стен дворца ума мандалы Калачакры — изнутри наружу черный, красный и белый. Считается, что это покрывает область до горизонта того места, где проводится ритуал. Некоторые полагают, что это область диаметром двенадцать йоджан. Над этими стенами также есть ваджрный купол, образующий законченную сферу.

Затем посередине поверхности внутри тройных внутренних стен находится еще одно круглое здание, такое же, как и предыдущее, но вдвое меньше и без окружающих стен и купола. Посреди плоской верхней поверхности этого сооружения находится трехэтажный дом, суть тела, речи и ума. Говорят, что он имеет ширину двести локтей или такой диаметр, поскольку некоторые считают, что он имеет круглую форму. Высота каждого его этажа составляет сто локтей. Конструкция крыши наверху также занимает сто локтей, поэтому общая высота составляет четыреста локтей. Это здание либо цвета направлений, как на изображении, либо полностью зеленого цвета.

Наконец, внутри трехэтажного дома находится ваджрная сфера с десятью спицами, внутри которой лотос и солнце, на которых стоит Ваджравега. Эта сфера также имеет цвета направлений, с полыми верхними и нижними спицами и плоскими спицами в форме мечей в основных и промежуточных направлениях. Ступица сферы находится в середине среднего этажа. Верхняя и нижняя пустотелые спицы закреплены в кронштейнах в потолке верхнего этажа и в полу нижнего этажа. Они проходят через отверстия в двух других потолках диаметром около одной трети ширины здания. Шестьдесят защитников расположены на верхней и нижней спицах, на поверхностях плоских спиц и в различных местах между или внутри внешних и внутренних стен.

 

[1] Тиб. rdo rje shugs.

[2] Тиб. dus 'khor sdom pa chen po.

[3] Описание мандалы Махасамвары см. в статье «Мандала Махасамвары Калачакры».

[4] Тиб. dpag tshad.

[5] См. статью «Мандала Махасамвары Калачакры».